Республика шин

Когда-то была статья «Шины MICHELIN — не бананы, чтобы портиться со временем

Почему шины не созревают и не гниют на складе?

Главное, что нужно понять: старение шины — это не временной, а в первую очередь эксплуатационный процесс. Резиновая смесь — это не органический продукт; она не имеет внутреннего механизма «порчи». Ее враги — не дни в календаре, а конкретные физические и химические факторы: ультрафиолет, озон, тепло, масла и неправильное давление.

Проведем другую аналогию. Качественные заготовки, хранящаяся в правильных условиях — в прохладе и темноте — не портится годами. Сохранность гарантирует герметичная упаковка и отсутствие внешних угроз. Так и с шиной. Если она хранится в рекомендованных условиях — в сухом, прохладном и темном помещении, вдали от источников тепла, озона и химикатов — ее химическая структура и эксплуатационные свойства остаются практически неизменными на протяжении нескольких лет.

Крупнейшие производители, такие как Michelin, Bridgestone и Nokian, проводили независимые исследования (например, совместно с немецким автоклубом ADAC), которые показали: разницы в характеристиках между новой шиной и шиной, хранившейся 3-5 лет в надлежащих условиях, практически нет.

Отсчет жизни шины начинается с момента ее установки на автомобиль

Пока шина лежит на складе, она находится в состоянии «анабиоза». Реальная жизнь, с ее нагрузками и стрессами, начинается для нее только в день монтажа. Именно с этого момента на нее начинают воздействовать:

  • Давление воздуха и масса автомобиля. Происходит постоянное растяжение и деформация каркаса.
  • Агрессивная дорожная среда. Ударные нагрузки, контакт с реагентами, острыми камнями и бордюрами.
  • Температурные перепады. От летней жары, разогревающей асфальт до 60°C, до зимних морозов.
  • Ультрафиолетовое излучение и озон.

Таким образом, пятилетняя шина, откатавшая 5 сезонов, и пятилетняя шина, пролежавшая 4 года на складе и один сезон на машине, — это два абсолютно разных продукта по степени своего износа.

Так почему же все так боятся «старых» шин?

Страх часто рождается из двух источников:

  1. Печальный опыт с шинами неизвестного происхождения. Речь не о возрасте, а о условиях хранения. Если шины несколько лет пылили под палящим солнцем на под открытым небом или в гараже с протекающей крышей, то их состояние, конечно, будет плачевным. Но это вопрос не к возрасту, а к правильности хранения. Профессионалы таких ошибок не допускают, создавая идеальные условия.
  2. Обобщенные и часто устаревшие рекомендации. Некоторые производители действительно советуют менять шины после 5-10 лет с даты производства. Но важно читать это как рекомендацию по предосторожности, а не как приговор. Это значит: «Начни внимательно следить за состоянием шины», а не «Выброси ее сразу по истечении этого срока».

Как отличить «молодую душой» шину от действительно старой и больной?

Покупая резину с датой выпуска 2, 3 или 4 года назад, вы не рискуете, если продавец соблюдает правила. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Внешний вид. Шина должна быть новой. Никаких трещин, «задубевшей» или, наоборот, липкой резины, следов пересыхания.
  • Условия хранения у продавца. Шинный центр должен хранить свою продукцию в закрытом, отапливаемом зимой и проветриваемом помещении.
  • Дата производства. Ее можно и нужно проверять. Но воспринимайте ее не как срок годности, а как дату «рождения», от которой можно спокойно отсчитать несколько лет гарантированной «свежести».

Что на самом деле убивает ваши шины (и это не возраст)?

Сконцентрируйтесь на реальных, а не мифических угрозах. Ваш главный враг — это неправильная эксплуатация:

  • Неправильное давление. Езда на спущенных или перекачанных покрышках — главная причина их преждевременного износа и аварий.
  • Агрессивный стиль вождения. Резкие старты, торможения и удары о бордюры
  • Несвоевременное обслуживание. Отсутствие регулярной перестановки колес по схеме, несбалансированность.
  • Игнорирование глубины протектора.

Резюме: так стоит ли брать «не самые свежие» шины?

Однозначно да. Покупка шин с датой выпуска 2-4-летней давности — это не только не страшно, но зачастую и очень выгодно. Вы получаете качественный продукт ведущего бренда, чьи характеристики ничуть не уступают «шинам-младенцам», но при этом можете существенно сэкономить или попасть на интересную акцию.

В следующий раз, когда будете выбирать резину, не зацикливайтесь на годе выпуска. Спросите себя: «Где и как эти шины хранились?», «Как они выглядят?» и «Кто их производитель?». Доверяйте фактам, а не мифам. Ведь шины созданы для тысяч километров пути, а не для того, чтобы портиться, как бананы, на полке.